Сколько периодов психического развития ребенка выделял Выготский Л С
Лев Семенович Выготский, выдающийся советский психолог, оставил после себя богатое наследие, оказавшее огромное влияние на развитие детской психологии. 👶 Одним из ключевых вкладов Выготского является его периодизация психического развития ребенка, которая до сих пор служит основой для понимания закономерностей становления личности.
В отличие от многих своих современников, Выготский считал детство не просто «подготовкой» к взрослой жизни, а самоценным периодом, насыщенным яркими событиями, важными открытиями и, конечно же, кризисами. 🌪️ Да-да, именно кризисами!
Выготский рассматривал кризисы не как нечто негативное, а как неотъемлемую часть развития, своеобразные точки перехода от одного этапа к другому. 📈 По его мнению, каждый кризис знаменует собой качественный скачок в развитии психики ребенка, сопровождающийся появлением новых способностей, интересов и потребностей.
- 👶 Шесть ступеней взросления: От новорожденности до юности
- 📈 Три ступени развития: От младенчества к зрелости
- 🔑 Ключевые идеи Выготского
- 💡 Практические советы родителям
- 🤔 FAQ: Часто задаваемые вопросы о периодизации Выготского
- 💫 Заключение
👶 Шесть ступеней взросления: От новорожденности до юности
Периодизация Выготского включает в себя шесть кризисов, каждый из которых знаменует переход на новый этап развития:
- Кризис новорожденности (0-2 месяца): 👶 Первые недели жизни — это время адаптации к совершенно новому миру вне материнской утробы. Малыш учится дышать, сосать, фокусировать взгляд. Главным новообразованием этого периода становится комплекс оживления, 😊 проявляющийся в радостной реакции на появление близких, особенно мамы.
- Кризис одного года: 👣 Малыш начинает ходить, активно познает мир, стремится к самостоятельности. Однако его возможности пока ограничены, что вызывает бурю эмоций. 😤 В этом возрасте формируется автономная речь, ребенок начинает произносить первые слова, осознанно обозначая ими предметы и действия.
- Кризис трех лет: 👦👧 «Я сам!» — главный девиз этого периода. Ребенок стремится все делать самостоятельно, 💪 проявляет упрямство и негативизм. 😡 Это время формирования самосознания, ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность со своими желаниями и потребностями.
- Кризис семи лет: 🎒 Ребенок идет в школу, 🏫 в его жизни появляются новые обязанности, 📚 меняется социальный статус. 🧑 Этот период характеризуется повышенной эмоциональностью, 😥 тревожностью, 😟 неуверенностью в себе. 😕 Важнейшим новообразованием становится произвольность психических процессов: ребенок учится контролировать свое поведение, 🧘 планировать действия, 📝 сосредотачиваться. 🤓
- Подростковый кризис (12-15 лет): 🎭 Гормональная перестройка организма, 🤸 формирование собственного "Я", 🧍♂️🧍♀️ поиск своего места в мире — все это делает подростковый возраст одним из самых сложных периодов в жизни человека. 🤯 Подростки склонны к резким перепадам настроения, 🤨 конфликтам с окружающими, 🤬 стремлению к самоутверждению. 😎 В этом возрасте активно развивается абстрактное мышление, подросток способен мыслить логически, анализировать, делать выводы. 🧠
- Юношеский кризис (15-18 лет): 🎓 Юность — время выбора профессии, 👨🍳👩🏫 определения жизненных целей. 🎯 Молодые люди стремятся к самореализации, 🏆 независимости, 💪 созданию собственной семьи. 👨👩👧👦 Важнейшим новообразованием этого периода становится мировоззрение — система взглядов на мир, 🌍 общество 🏘️ и свое место в нем. 🧍♂️🧍♀️
📈 Три ступени развития: От младенчества к зрелости
Помимо шести кризисов, Выготский выделял три основных периода психического развития:
- Младенчество (от рождения до 1 года): 👶 Этот период характеризуется интенсивным физическим и психическим развитием. Малыш учится управлять своим телом, 🤸 воспринимать окружающий мир, 👀👂 вступать в эмоциональный контакт с близкими. 😊
- Детство (от 1 года до 11 лет): 🧒👧 Это время активного познания мира, 🌍 развития речи, 🗣️ мышления, 🧠 воображения, 🎨 формирования личности. 🧍♂️🧍♀️ Детство, в свою очередь, делится на раннее детство (1-3 года), 🧸 дошкольный возраст (3-7 лет) 🎨 и младший школьный возраст (7-11 лет). 🎒
- Подростковый возраст (от 11 до 17 лет): 🧑 Этот период знаменует собой переход от детства к взрослости. 👨💼👩💼 Происходит бурная перестройка организма, 🤸 формируется самосознание, 🧍♂️🧍♀️ развиваются высшие психические функции. 🧠
🔑 Ключевые идеи Выготского
- Развитие происходит скачкообразно, через кризисы.
- Ведущую роль в развитии играет социальная среда.
- Обучение должно опережать развитие.
- Речь играет важнейшую роль в формировании психики.
💡 Практические советы родителям
- Не бойтесь детских кризисов! Это естественный этап развития.
- Создайте благоприятную психологическую атмосферу в семье.
- Будьте терпеливы и внимательны к потребностям ребенка.
- Помните, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
- Обращайтесь за помощью к специалистам, если у вас возникают трудности.
🤔 FAQ: Часто задаваемые вопросы о периодизации Выготского
- ❓ Сколько всего кризисов выделяет Выготский?
Выготский выделяет шесть кризисов: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис и юношеский кризис.
- ❓ В чем заключается основная идея периодизации Выготского?
Основная идея заключается в том, что развитие ребенка происходит неравномерно, скачкообразно, через череду кризисов, каждый из которых знаменует собой переход на новый, более высокий уровень развития.
- ❓ Какова роль взрослого в развитии ребенка по Выготскому?
Взрослый играет ведущую роль в развитии ребенка, выступая в качестве носителя культуры, опыта, знаний. Обучение и воспитание, по Выготскому, должны опережать развитие, создавая зону ближайшего развития.
- ❓ Как помочь ребенку пережить кризис?
Важно проявлять терпение, понимание, любовь. Необходимо создавать условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества ребенка.
💫 Заключение
Периодизация психического развития ребенка по Выготскому — это ценный инструмент для родителей, педагогов, психологов, позволяющий лучше понимать закономерности становления личности, 🧍♂️🧍♀️ своевременно выявлять и корректировать возможные отклонения в развитии. 📈 Зная особенности каждого возрастного этапа, 👶🧒🧑 мы можем создать оптимальные условия для гармоничного развития личности ребенка. 😊