🎥 Статьи

Как строили метро в Питере под водой

Строительство метрополитена — это всегда сложная инженерная задача, особенно если город расположен на реке или побережье. Санкт-Петербург, «Северная Венеция», не стал исключением. Прокладка тоннелей под Невой всегда была вызовом для инженеров.

В этой статье мы подробно разберём, как возводят метро под водой, какие технологии применяют, какие станции считаются самыми сложными и интересными с точки зрения конструкции. Погрузимся в историю строительства петербургского метрополитена, узнаем о трудностях, с которыми столкнулись строители, и о гениальных решениях, позволивших проложить тоннели под руслом Невы.

  1. Промораживание грунта: как создают ледяную броню для подземных работ ❄️🚧
  2. Станция «Адмиралтейская»: подземный дворец на глубине 86 метров 🔱💎
  3. Перегон между станциями «Спортивная» и «Чкаловская»: путешествие под Невой 🌊🚇
  4. Горизонтальный лифт под Невой: станция «Новокрестовская» 🚡🏝️
  5. Мировые примеры подземных сооружений: от тоннеля под Ла-Маншем до станции «Койвусаари» 🌍🚇
  6. Заключение: будущее за инновациями 🔮🧠
  7. FAQ: часто задаваемые вопросы о строительстве метро под водой ❓

Промораживание грунта: как создают ледяную броню для подземных работ ❄️🚧

Одной из ключевых технологий, применяемых при строительстве тоннелей под реками, является метод промораживания грунта.

  1. Бурение скважин: По периметру будущего тоннеля бурятся скважины, достигающие водоупорных слоёв, например, кембрийских глин.
  2. Установка труб и закачка раствора: В скважины опускаются специальные пластиковые трубы, по которым начинает циркулировать охлаждающий раствор — вода с солями, понижающими температуру замерзания.
  3. Создание ледяной стены: Циркуляция хладоносителя по замкнутому контуру постепенно понижает температуру окружающего грунта. В течение нескольких месяцев формируется ледяная «броня», надёжно защищающая будущий тоннель от проникновения воды.

Промораживание грунта — процесс длительный и энергозатратный, но он позволяет создавать прочные и водонепроницаемые ограждения, обеспечивающие безопасную работу в сложных гидрогеологических условиях.

Станция «Адмиралтейская»: подземный дворец на глубине 86 метров 🔱💎

Ярким примером сложного подземного строительства является станция «Адмиралтейская» Санкт-Петербургского метрополитена. Расположенная на глубине 86 метров, она долгое время носила титул самой глубокой станции в России.

Перегон между станциями «Спортивная» и «Чкаловская»: путешествие под Невой 🌊🚇

Перегон между станциями «Спортивная» и «Чкаловская» — один из самых сложных участков Петербургского метрополитена. Тоннель проходит под руслом Невы на глубине около 35 метров.

Для его строительства был применен метод опускных секций:

  1. Изготовление секций: На судостроительном заводе были изготовлены массивные железобетонные секции тоннеля, герметично закрытые с торцов.
  2. Транспортировка и погружение: Готовые секции доставляли к месту строительства по воде, а затем с помощью специальных платформ постепенно погружали на дно заранее подготовленной траншеи.
  3. Соединение и герметизация: Погруженные секции соединялись между собой с помощью герметичных стыков, после чего внутреннее пространство откачивалось от воды.

Горизонтальный лифт под Невой: станция «Новокрестовская» 🚡🏝️

Станция «Новокрестовская» — ещё один пример уникального инженерного сооружения. Для связи станции с Васильевским островом был построен наклонный ход с траволаторами, частично проходящий под руслом Невы.

Мировые примеры подземных сооружений: от тоннеля под Ла-Маншем до станции «Койвусаари» 🌍🚇

Строительство тоннелей под водой — распространённая практика во всём мире. Среди известных примеров:

  • Тоннель под Ла-Маншем: соединяет Великобританию и Францию, его протяжённость составляет 50 километров, из которых 39 проходят под водой.
  • Эресуннский мост-тоннель: соединяет Данию и Швецию, включает в себя автомобильную и железную дороги, часть конструкции проходит по искусственному острову, соединённому с берегом подводным тоннелем.
  • Станция метро «Койвусаари» (Хельсинки): единственная в мире станция метро, полностью расположенная под водой.

Заключение: будущее за инновациями 🔮🧠

Строительство метрополитена — это непрерывный процесс поиска новых решений и внедрения инноваций.

FAQ: часто задаваемые вопросы о строительстве метро под водой ❓

  • Какая станция метро в Санкт-Петербурге самая глубокая?
  • На данный момент самой глубокой станцией является «Беговая» (84 метра).
  • Сколько всего станций метро в Санкт-Петербурге?
  • На сегодняшний день в Санкт-Петербурге 72 станции метро.
  • Какие ещё технологии применяют для строительства тоннелей под водой?
  • Помимо промораживания грунта и опускных секций, применяют щитовую проходку с использованием проходческих комплексов, создающих вокруг тоннеля защитный экран.
  • Безопасно ли строить метро под водой?
  • Современные технологии и материалы позволяют сделать строительство под водой достаточно безопасным, но это всегда связано с повышенными рисками и требует тщательных расчётов и контроля.
  • Какие перспективы развития у метрополитена Санкт-Петербурга?
  • Планируется строительство новых станций и линий, в том числе и под руслом Невы, что позволит связать между собой разные районы города и улучшить транспортную доступность.
Вверх